Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка предоставления отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство"
(подготовлен МВД России)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.07.2018)
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРАВОВОМ
ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В ЧАСТИ УПРОЩЕНИЯ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ
КАТЕГОРИЯМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
РАЗРЕШЕНИЙ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ И ВИДОВ НА ЖИТЕЛЬСТВО"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26, ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 1, ст. 29, 50; N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2318, 2321; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7043, 7061; N 50, ст. 7342, 7352; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6396, 6397; N 50, ст. 6967; N 53, ст. 7640, 7645; 2013, N 19, ст. 2309, 2310; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3461, 3470, 3477; N 30, ст. 4036, 4037, 4040, 4057, 4081; N 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955, 7007; 2014, N 16, ст. 1828, 1830, 1831; N 19, ст. 2311, 2332; N 26, ст. 3370; N 30, ст. 4231, 4233; N 48, ст. 6638, 6659; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 61, 72; N 10, ст. 1426; N 14, ст. 2016; N 21, ст. 2984; N 27, ст. 3951, 3990, 3993; N 29, ст. 4339, 4356; N 48, ст. 6709; 2016, N 1, ст. 58, 85, 86; N 18, ст. 2505; N 27, ст. 4238; 2017, N 11, ст. 1537; N 17, ст. 2459; N 24, ст. 3480; N 31, ст. 4765, 4792; N 50, ст. 7564; 2018, N 1, ст. 77, 82) следующие изменения:
1) в статье 6:
а) в пункте 1 после слов "составляет три года" дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории Российской Федерации;
2) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, - в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой);
3) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
4) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
5) являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию;
6) не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, указанным в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта;
7) достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, указанным в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта;
8) являющемуся гражданином государства, ранее входившего в состав СССР и завершившему обучение на русском языке по очной или очно-заочной форме в федеральной государственной образовательной организации высшего образования на территории Российской Федерации;
9) гражданину Украины или лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории Российской Федерации.";
2) в статье 8:
а) пункты 3.1 - 3.6 изложить в следующей редакции:
"3.1. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство:
1) иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР;
2) иностранному гражданину, не достигшему возраста восемнадцати лет, родившемуся на территории Российской Федерации, родитель (родители), которого являются иностранными гражданами и постоянно проживают на территории Российской Федерации;
3) иностранному гражданину, имеющему родителей (родителя), усыновителя, опекуна, попечителя, сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
4) иностранному гражданину, признанному носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";
5) иностранному гражданину, который сам либо родственник по прямой восходящей линии, усыновитель или супруг (супруга) которого был подвергнут незаконной депортации с территории Крымской АССР;
6) родственнику по прямой нисходящей линии, усыновленным детям или супругу (супруге) иностранного гражданина, указанного в подпункте 5 настоящего пункта.
3.2. Положения пунктов 1 - 3 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство:
1) высококвалифицированным специалистам и членам их семей в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
2) иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) иностранным гражданам, осуществляющим не менее шести месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в установленном порядке по профессии (специальностей, должностей), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период осуществления трудовой деятельности в отношении таких иностранных граждан работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
3.3. Иностранным гражданином, указанным в подпункте 4 пункта 3.1 настоящей статьи, заявление о выдаче вида на жительство подается с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства иностранного государства. Указанные документы не представляются, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
При подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", указанным гражданином должна быть представлена нотариально заверенная копия заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины, направленного в полномочный орган данного государства.
3.4. Иностранными гражданами, указанными в подпунктах 5 и 6 пункта 3.1 настоящей статьи, заявление о выдаче вида на жительство подается с представлением справки о реабилитации, выданной органом внутренних дел, органом прокуратуры Российской Федерации или судом.
3.5. Иностранным гражданином, указанным в подпункте 3 пункта 3.2 настоящей статьи, заявление о выдаче вида на жительство подается с предоставлением трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
3.6. Вид на жительство иностранному гражданину и членам его семьи, указанным в подпункте 2 пункта 3.2 настоящей статьи, выдается на срок действия свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.";
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
в) дополнить пунктом 3.7 следующего содержания:
"3.7. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 3 пункта 3.2 настоящей статьи, выдается на три года.";
3) пункты 6 и 7 статьи 9 изложить в следующей редакции:
"6. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 4 пункта 3.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не выдается, а ранее выданный указанному иностранному гражданину вид на жительство аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 7, 10, 11, 13 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи.
7. Вид на жительство иностранного гражданина, указанного в подпункте 3 пункта 3.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, аннулируется в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, а также в случае, если в течение тридцати рабочих дней со дня расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) иностранный гражданин не заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, либо если по истечении двух лет после получения вида на жительство иностранный гражданин не подал заявление о приеме в гражданство Российской Федерации.";
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
в) в пункте 8 слова "в пункте 3.5 статьи 8" заменить словами "в подпунктах 5 и 6 пункта 3.1 статьи 8".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
2. Нормы Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Рассмотрение заявлений о выдаче разрешения на временное проживание и заявлений о выдаче вида на жительство, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ЧАСТИ УПРОЩЕНИЯ ПОРЯДКА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА РАЗРЕШЕНИЙ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ
И ВИДОВ НА ЖИТЕЛЬСТВО"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка предоставления отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2018 г. N Пр-1076.
Законопроект направлен на упрощение порядка предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства, владеющим русским языком и желающим жить и работать в Российской Федерации, разрешений на временное проживание и видов на жительство с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по общему правилу до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить не менее одного года по разрешению на временное проживание.
Без необходимости проживания на территории Российской Федерации по разрешению на временное проживание могут получить вид на жительство по упрощенной процедуре высококвалифицированные специалисты и члены их семей, иностранные граждане, признанные носителями русского языка, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации и ставшие участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, а также члены их семей, переселившиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, лица либо их родственники, подвергнутые незаконной депортации с территории Крымской АССР.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации квоты.
В 2017 году всего по России территориальными органами МВД России принято 304 119 решений о выдаче разрешений на временное проживание, из них в пределах установленной квоты 94 938, в 2016 году было принято 330 872 таких решения, из них в пределах квоты - 112 602.
В разрезе гражданской принадлежности наибольшее количество разрешений на временное проживание получают граждане Украины (более 30%), Казахстана (15%), Таджикистана (14%), Узбекистана (12%), Армении (7,5%), Азербайджана (6,8%), Молдовы (5,6%).
Федеральным законом N 115-ФЗ установлена возможность получения разрешения на временное проживание без учета квоты для лиц, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории Российской Федерации.
В 2017 году данной категории лиц выдано 17 920 разрешений на временное проживание (из них 50% составляют граждане Украины, 15% - граждане Казахстана).
Также без учета квоты в настоящее время предусмотрено получение разрешений на временное проживание иностранными гражданами, которые воссоединяются с близкими родственниками - гражданами Российской Федерации (детьми, родителями).
Число таких лиц, получивших разрешение на временное проживание без учета квоты, составило в 2017 году порядка 30 тыс., то есть 10% от общего числа иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание в указанный период времени.
Законопроектом предлагается установить для упомянутых выше категорий иностранных граждан, получающих разрешение на временное проживание без учета квоты, упрощенный порядок получения вида на жительство без необходимости проживания на территории Российской Федерации по разрешению на временное проживание.
В целях решения поставленных задач, предлагается выдавать разрешение на временное проживание без учета квоты гражданам государства, ранее входившего в состав СССР, окончивших обучение на русском языке по очной или очно-заочной форме в федеральной государственной образовательной организации высшего образования Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Наиболее востребованными специальностями у студентов являются медицинский, экономический, инженерно-технический, гуманитарно-социальный профили.
В настоящее время в России находится порядка 970 тысяч иностранных граждан с юго-востока Украины. В связи с резким ростом количества лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, Правительство Российской Федерации предприняло ряд оперативных мер с целью реагирования на сложившуюся ситуацию и урегулирования их правового положения на территории Российской Федерации. Так, постановлением Правительства от 22 июля 2014 г. N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке" был утвержден упрощенный порядок рассмотрения заявлений о предоставлении на территории России временного убежища указанной категории иностранных граждан.
В то же время не все граждане Украины, получившие временное убежище, в дальнейшем могут урегулировать свое правовое положение на территории Российской Федерации в общем порядке (через получение разрешения на временное проживания, вида на жительства и гражданства Российской Федерации), в том числе в связи с необходимостью получения разрешения на временное проживание в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Вносимые изменения позволят гражданам Украины, которым предоставлено убежище на территории Российской Федерации, реализовать свое право на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, а в дальнейшем приобретение гражданства Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ) иностранные граждане, осуществляющие не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный Минтрудом России (далее - Перечень, квалифицированный специалист), имеют право на упрощенный прием в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания в Российской Федерации по виду на жительство.
При этом для получения вида на жительство квалифицированному специалисту необходимо прожить не менее одного года по разрешению на временное проживание.
Законопроектом предлагается предоставить возможность квалифицированным специалистам, проработав по профессии, включенной в Перечень, шесть месяцев, получать на три года вид на жительство при предоставлении трудового договора с работодателем, при условии в дальнейшем в течение двух лет после получения вида на жительство обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
Федеральные законы N 115-ФЗ и N 62-ФЗ предусматривают условие прохождение процедуры отказа от гражданства иностранного государства в случае получения лицами, признанными носителями русского языка, вида на жительство и гражданства Российской Федерации по упрощенной схеме.
Для подачи иностранному гражданину, признанному носителем русского языка, заявления о выдаче вида на жительство, необходимо представить документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающего его обращение с заявлением об отказе от имеющегося гражданства иностранного государства. В том случае, если иностранным гражданином не соблюдено условие о подаче по истечении двух лет после получения вида на жительство заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, вид на жительство ему аннулируется.
Законодательством отдельных стран, уведомительная процедура отказа от гражданства иностранного государства не предусмотрена, содержит многоэтапную и (или) длительную процедуру выхода из гражданства.
В настоящее время в практике территориальных органов МВД России участились случаи, когда после принятия решения об аннулировании вида на жительство иностранный гражданин, признанный носителем русского языка, получает справку о выходе из гражданства иностранного государства с одновременным изъятием национального документа, удостоверяющего личность.
В этой связи предлагается положения о трехлетнем сроке действия вида на жительство для носителей русского языка, с невозможностью его дальнейшего продления и последующим аннулированием в случае неподачи заявления о приеме в российское гражданство из Федерального закона N 115-ФЗ исключить.
Предлагаемые преференции позволят для отдельных категорий иностранных граждан упростить процедуру получения разрешения на временное проживание и вида на жительство, вовлечь в процесс натурализации иностранных граждан, владеющих русским языком и желающих жить и работать в Российской Федерации, способных интегрироваться в российское общество.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
__________________________________________
2 августа были подписаны изменения в законе касающиеся РВП и ВНЖ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 года.
РВП
Без учёта квоты можно оформить:
1. Несовершеннолетнему ребёнку, а также недееспособному совершеннолетнему, если у одного из родителя есть РВП. на срок, как у родителя;
2. Несовершеннолетнему ребёнку, а также недееспособному совершеннолетнему одновременно с родителем получающим РВП;
3. РВП по браку можно оформить в субъекте по месту жительства супруга(и) гражданина РФ;
4. Получившему образование в ВУЗе РФ и являющимся гражданином государства, входившего в состав СССР (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония);
5. Гражданам Украины имеющим Временное убежище (ВУ) или являющимися беженцами в РФ;
Убраны следующие основания получения РВП без учёта квоты (теперь могут получить сразу ВНЖ):
6. Родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
7. Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
8. Имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
9. Имеющему сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, состоящих в гражданстве Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности;
10. Срок рассмотрения РВП сокращается с 6 месяцев до 4 месяцев для визовых стран, а так же для тех, кто подаёт на РВП в консульстве РФ (за границей РФ);
11. По заявлению можно отказаться от РВП (ранее нельзя было отказаться от РВП);
12. Срок нахождения за пределами РФ не более 6 месяцев суммарно в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). Ранее можно было находиться не более 6 месяцев непрерывно;
ВНЖ
Сразу получить ВНЖ (без РВП) могут:
1. Родившемуся на территории РСФСР (Россия времён СССР) и состоявшему в гражданстве СССР (до 21 декабря 1991 года);
2. Несовершеннолетнему ребёнку, а также недееспособному совершеннолетнему, если у одного из родителя есть ВНЖ. выдаётся на срок, как у родителя;
3. Несовершеннолетнему ребёнку, а также недееспособному совершеннолетнему одновременно с родителем получающим ВНЖ;
4. Имеющему родителя, сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ и постоянно проживающих в РФ. Также данные категории граждан освобождаются от экзамена по русскому языку;
5. Недееспособному родитель (попечитель, усыновитель, опекун) которого является гражданином РФ и постоянно проживает в РФ;
6. Иностранный гражданин, который сам либо родственник по прямой восходящей линии, усыновитель или супруг(а) которого были незаконно депортированы из Крымской АССР;
7. Осуществляющим не менее 6 месяцев до дня обращения с заявлением на ВНЖ трудовую деятельность в РФ по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий - квалифицированных специалистов. Предоставляется заверенная работодателем трудовая книжка, и (или) трудовой договор, сведения из ПФР. Перечень специальностей можно найти тут ;
8. Получившим "красный диплом" (окончившим с отличием) российский ВУЗ (аккредитованный в РФ) по очной форме обучения;
9. Тем, у кого было прекращено или отменено гражданство РФ, а также тех у кого были изъяты паспорта РФ (ч.1 и 3, ст. 41.1 Федерального закона № 62-ФЗ);
10. ВНЖ выдаётся бессрочно (ранее выдавался на 5 лет);
11. Подать на ВНЖ можно после 8 месяцев после получения РВП и не позднее чем за 4 месяца до окончания срока действия РВП;
12. Исходя из пункта выше срок рассмотрения ВНЖ сокращается до 4 месяцев;
13. Книжка ВНЖ меняется по достижению возраста 14, 20, 45 лет. Меняется не позднее 1 месяца после достижения указанного возраста;
14. Ежегодное уведомление ВНЖ подаётся ежегодно в течение 2-х месяцев со дня истечения очередного года со дня получения ВНЖ (ранее можно было подавать в течение всего года). Дополнительно можно подавать уведомление лично, по почте или через портал Госуслуги (если заработает). Каждые 5 лет уведомление подаётся только лично;
15. Срок нахождения за пределами РФ не более 6 месяцев суммарно в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря);
16. ВНЖ аннулируется если непрерывно в течение любых 2-х календарных лет после получения ВНЖ не подавал ежегодное уведомление;
17. Госпошлина увеличивается до 5 000 руб (в том числе при замене ВНЖ);
18. Можно в любой момент (даже сейчас) обратиться с заявлением о выдаче ВНЖ без срока действия подав заявление в произвольной форме в УВМ по месту жительства, нотариально заверенный паспорт, две фотографии 35х45 мм (ч/б или цветные, матовые), квитанцию об уплате госпошлины 5 000 руб, сертификат владения русским языком;
19. ВНЖ выданный до вступления данных изменений (до 1 ноября 2019 года) действует до конца срока действия указанного в книжке ВНЖ.